Как вы пришли в профессию?
Мой отец занимается ремонтом бытовой техники уже более 30 лет. С детства он приучал меня к труду. Я помню, как мы с ним ходили по заявкам ремонтировать стиральные машины, когда мне было 5 лет. Отец учил меня откручивать винтики в задней крышке стиральной машины, и за каждый винт он мне платил по рублю. Это было в 90-х.
Так он меня учил и деньги зарабатывать, и трудиться. И чтобы я не шатался по улицам, он брал меня с собой на заказы и объяснял, обучал, показывал, что такое техника, как она работает. Так я начал работать с ним наравне.
Сначала он мне только показывал, потом я начал делать сам под его контролем. И в 15-16 лет я начал ездить на заказы сам уже как полноценный мастер – ремонтировал холодильники и стиральные машины. Помогал отцу с бизнесом, сделал сам свой первый сайт по ремонту, создал группу ВКонтакте. Начали приходить заказы. Потом в 21 год я ушел работать в офис крупной компании по продаже строительной техники. Там меня научили хорошо продавать, и через какое-то время я решил объединить свои знания по продажам и по ремонту бытовой техники и открыл собственный магазин. Раньше я сам покупал детали в магазинах запчастей и знал, чего обычно не хватает.
Какие ошибки вы допускали как мастер и как предприниматель?
Во время первого самостоятельного заказа я так сильно волновался, что у меня тряслись руки, и я не мог ничего открутить. Хотя я все знал, все это делал десятки раз, но поскольку делал сам без надзора, я переволновался, и хозяин холодильника мне помогал поменять терморегулятор.
Еще я брал заказы по всему городу и области. У меня в один день мог быть заказ в Зеленогорске и в Пушкине. Между этими городами больше 100 км. Я распылялся. То, что зарабатывал, тратил на ремонт и обслуживание машины. Тогда я плохо считал деньги. Сейчас я бы выбрал определенные районы и сосредоточился на них.
Еще я назвал бы ошибкой то, что мало общался с другими мастерами, когда начинал. Тогда почти не было форумов и чатов мастеров, где можно было найти единомышленников. Я слушал отца и принимал только одну точку зрения на разные вещи. Сейчас мне кажется важным общаться в этой среде и перенимать опыт разных людей.
А еще на этапе открытия магазина я недостаточно поверил в себя и снял слишком маленькое первое помещение, и уже спустя полгода нам пришлось переезжать в помещение в два раза больше.
С какими проблемами сталкиваются мастера?
Главная проблема – это некачественное обучение. Сейчас многие компании зарабатывают на обучении мастеров, но обучают не ремонтировать, а обманывать, разводить людей на деньги. К нам приходили мастера, которые рассказывали истории о том, что обучение длится неделю: 5 дней тебя обучают, как обрабатывать клиента, а два дня тебя обучают ремонту. Дальше у тебя есть наставник, какая-то поддержка, но не всегда эффективная. Они уже заработали на тебе денег, и ты им становишься неинтересен.
Много трудностей создают нерадивые мастера после таких обучений. Очень часто мы узнаем от клиентов, что мастер пришел и запросил астрономическую сумму за ремонт. Например, 120 тысяч за ремонт стиральной машины запросили у бабушки, хотя сама машина столько не стоит. Из-за этого люди заведомо не доверяют мастерам. А поскольку нечестных специалистов очень много, страдает вся индустрия.
Сложность еще в том, что люди не умеют считать деньги. Они не понимают, почему запчасть стоит 500 рублей, а общая стоимость ремонта с учетом замены детали – 3-4 тысячи рублей. Люди не понимают, что ты тратишь время и деньги на дорогу, покупаешь запчасти и инструмент, проходишь повышение квалификации, покупаешь рекламу, платишь налоги. Это не доставка суши в течение часа. Это многолетний опыт и знания, потому что хороший мастер должен обучаться годами. Мастера, которые работают в компаниях, делят прибыль с работодателем. И с этих 4000 мастеру остается не так много.
Следующая сложность в том, что дешевую технику не всегда рентабельно ремонтировать. Если техника стоит 15 тысяч, то человеку психологически сложно отдать 7-8 за ремонт, и многие покупают новую взамен сломанной. И часто дешевая техника служит года три, и это примерно по 5 тысяч в год на протяжении трех лет. Либо ты можешь отдать 7 тысяч, и она у тебя проработает еще несколько лет. Люди не умеют считать деньги. Люди думают, что человеческий труд ничего не стоит.
В чем боль потребителей?
Первая боль в том, что техника становится дороже, но не становится лучше. Как и в автомобилях, мы переходим к китайским производителям, которые потеснили европейцев. Стоимость техники выросла, и при этом мы теперь покупаем не Bosch, а Midea, не немца, а китайца. И не факт, что она прослужит столько же. Скорее факт, что она не прослужит столько же. То есть техника становится более дорогой и менее качественной.
Многие бренды ушли, и на них сложно найти запчасти. Мы стараемся изо всех сил и привозим, что можем. Но есть вещи, которые мы не можем достать.
Вторая боль – нерадивые мастера по ремонту, которые со всех сторон пытаются обмануть людей, нажиться на них. Бывает, что мастера снимают деталь и с ней пропадают. И к нам обращаются люди с просьбой найти такую деталь.
Еще есть боль людей, которые живут за городом. Вызвать мастера за город далеко – очень сложно. Большинство не хотят ехать, либо это стоит очень дорого.
Какие тренды вы видите и какие прогнозы можете сделать про бытовую технику?
Тренд на все китайское и все одноразовое. Очень много техники делается крупноузловой сборкой. Если сломалась одна маленькая часть, меняется весь узел в сборе. Это делает ремонт дороже. Многие китайские производители сейчас не выпускают каталоги запчастей для своей техники. И приходится искать информацию методом проб и ошибок – сравнивать фактически, какие там детали установлены, пытаться найти, от какой машины китайцы ее туда поставили.
Техника становится сложнее. Сейчас есть приложения на телефон, с которых мы можем управлять стиральной машиной. Даже какие-то приложения по диагностике, но по сути ничего не поменялось. Замачивание, стирка, полоскание и слив с отжимом. Ничего нового. Есть стирка паром, есть всякие новые модные функции, которые придумали маркетологи, но это тоже сильно не нужно. Крайне редко происходят прорывы в бытовой технике – как правило, это вариации на тему.
Сможет ли ИИ заменить мастеров?
И да, и нет. С одной стороны, я этого жду. Потому что если ИИ научился предсказывать и диагностировать болезни, то предсказать и диагностировать неисправность техники – он наверняка сможет. И это то, чем мастера начнут пользоваться через несколько лет. Это будет очень здорово, потому что основные ошибки в ремонте техники – это неправильная диагностика. Ты меняешь деталь, а проблема не уходит. И на основании больших объемов данных ИИ способен правильно определять неисправность и указывать на нее мастеру. Но крутить болты ИИ в ближайшее время не научится.
Как стать успешным мастером по ремонту?
Самый верный путь – напроситься в ученики к опытному мастеру, ходить за ним тенью и перенимать опыт. Хороших курсов по ремонту я пока не видел.
Нужно понимать, что только через 2-3 года человек становится более-менее мастером, и в этой сфере нет легких денег. К нам приходят мастера, которые хвастаются, что взяли с человека 30-40 тысяч за ремонт техники, которая сама примерно столько стоит. Такие мастера какое-то время у нас покупают, а потом пропадают. Когда звонишь уточнить, почему больше не заходят, они отвечают, что начали заниматься чем-то другим. Это такие ребята-гастролеры, которые считают, что все здесь легко и просто. Как правило, для них все заканчивается плачевно. Были случаи, когда людей осуждали за мошенничество.
Важно понимать, что работа хорошего профессионала стоит денег, но эти деньги зарабатываются опытом, трудом и репутацией. Также лучшие мастера – это те, кто умеет ремонтировать сложные случаи. В стиральных машинах – это замена подшипников, за которую многие не берутся. Это ремонт электроники. Если ты сам ремонтируешь, это вообще хорошо, но это годы практики. Обычно мастера находят какого-то электронщика и возят и платы к нему.
У мастера по ремонту бытовых и промышленных холодильников должно быть хорошее оборудование и не один год стажировок. Я знаю мастеров, которые начинали работать как подмастерья, и работали лет 5-7 под надзором более старших коллег. И только потом они либо открывали свою компанию, либо полноценно уходили в самостоятельное плавание, предварительно наработав свою базу клиентов.
Самое сложное и самое выгодное, если ты в этом разбираешься – это ремонт холодильников. Здесь меньше конкуренция, и найти хорошего мастера очень сложно. «Стиральщиков» достаточно много. Любой, кто дома попробовал отремонтировать стиралку, и у него получилось, считает, что он мастер по ремонту стиральных машин. С холодильниками сложнее. Нужно вложиться в оборудование. Здесь недостаточно просто роликов с Ютуба. Здесь все-таки много нюансов. Но при этом если ты станешь хорошим мастером по холодильникам, у тебя всегда будет работа.